Чакры человека из индийских источников
Страница 1 из 1
Чакры человека из индийских источников
Когда я дочитала 2-ой том книги под названием "Кришна - Верховная личность Бога", мне приснился сон, который йоги трактуют как Сахасрара чакра. Вот что я нарыла на эту тему:
санскр. सहस्रार sahasrāra — тысяча. Она изображается в виде лотоса с тысячей лепестков. Внутри лотоса изображают полную Луну, которая заключает в себе треугольник. Символично здесь достигается полное слияние Шивы и Шакти, конечная цель духовной эволюции Души в телесной оболочке; здесь Кундалини заканчивает свой путь, пройдя сквозь все шесть чакр. Сахасрара активизируется, когда достигают своего максимума остальные шесть чакр. В этом случае она чаще всего проявляется белым цветом, содержащим в себе все цвета спектра. Её основной функцией является единение сверхсознания Души с Высшим Сознанием. Сахасрара отражает связь Души с высшим разумом, астральным и Духовным сознанием, блокируется низшими духовными сущностями, связывающими Душу с земными привязанностями, страстями и желаниями. Когда сознание поднимается до этой чакры, человеческое индивидуальное «Я» сливается с общим сознанием. Чакра излучает спокойствие и благодать. В физическом теле управляет разумом, высшими психическими функциями.
санскр. आज्ञा ājnā — приказ, команда — межбровная чакра бесстрастия и сверхъестественных способностей (ясновидение, гипноз). Эта чакра изображается в виде двухлепесткового лотоса, на одном из лепестков которого — Солнце, на другом — Луна. Аджна связана с межбровным центром, который традиционно называют бхрумадхья (от бхру — брови и мадхья — центр) с помощью особенной нади, — маханади. Эти два центра чрезвычайно важны в медитативных практиках, и в принципе их можно считать одними целыми — «третьим глазом». Пробуждение «третьего глаза» — Аджна-чакры — мотив чрезвычайно популярный в огромном количестве религиозных и психологических традиций, и соответствующие методики находят широкое отображение в соответствующей литературе. Аджна-чакру очень часто связывают с шишковидной железой (эпифизом - эндокринная система) — особенной железой размером с горошину (около 8 мм у человека), которая находится между большими полушариями мозга напротив места межбровного центра. Аджна отвечает за озарение, блокируется иллюзией. Разрушая различные иллюзии, которые вас окружают, вы развиваете 6 чакру. По дополнительным источникам, человек открывающий Аджну становится обладателем идеального баланса интеллекта и интуиции. В физическом теле отвечает за нервную систему.
санскр. विशुद्ध viśuddha — очистка — горловая чакра гармонии. Чакра изображается в виде 16-лепесткового лотоса с буквами Ам, Ам (с придыханием). В центре лотоса — капля нектара, которая стекает в вишуддхи из бинду. В капле написана биджа-мантра Хам. Под ней — Акаша в белых одеждах на белом слоне. Считается, что божественный нектар стекает к Вишуддхи-чакре с места, расположенного немного выше и названного Бинду (санскр. बिन्द bindu). Этот символический нектар олицетворяет истину, сатчиананду, и образуется в Сахасраре. Это центр, где Шива поглощает нектар и яд. Значит, что все эмоции, как хорошие, так и плохие, рассматриваются уже как проявления одного целого. Лалана-чакра — это второстепенная чакра, тесно связанная с Бинду и Вишуддхи-чакрой. Она локализуется в позвоночнике на уровне основания языка. После того как нектар оставляет Бинду и перед тем как достичь Вишуддхи, он сохраняется в Лалана-чакры. В этой чакре нектар или становится ядом, или становится блаженством, в зависимости от того, насколько пробуждённые и активные Лалана- и Вишуддха-чакры. Вишуддха отвечает за правду, блокируется ложью. Её также называют волевой чакрой. Чакра развивается тем больше, чем больше вы говорите правду. По иным источникам Вишудха является чакрой чистоты и коммуникации, общения и яснослышания. В физическом теле отвечает за слух и дыхание.
санскр. अनाहत anāhata — неприкосновенный, не испытавший удара, божественный звук — сердечная чакра любви. Чакра расположена в центре грудины. Анахата-чакра изображается в виде зелёного (или золотого) лотоса с двенадцатью лепестками. В середине его — два перекрещенных треугольника. Треугольник с вершиной вверх символизирует духовный путь развития или мужское начало (Шиву), а треугольник с вершиной, которая направлена вниз, — путь материального упадка или внутреннюю силу и женское начало (Шакти). Перекрещенные треугольники символизируют «среднюю точку» духовного развития. В центре изображен сияющий баналингам. Над ним — Ишвара с красной Какини Шакти «в гирлянде из человеческих костей, чье сердце смягчается питьем нектара». На рисунках часто можно видеть и белую антилопу, символ стихии этой чакры — воздух. В физическом теле отвечает за кровеносную систему.
санскр. मणिपूर maṇipūra: мани — драгоценность; пур — город — пупочная чакра власти, богатства, интеллекта и силы воли. Принято считать, что манипура проецируется в ту область физического тела, где находится солнечное сплетение. Манипура изображается в виде ярко-желтого лотоса с десятью лепестками. В центре лотоса — красный треугольник со свастиками, в середине которого — красный Рудра на быке (или баране-Агни) вместе с Лакини-Шакти «чья грудь красна от крови, которая течет изо рта». Стихия, ассоциируемая с этой чакрой, — огонь. Биджа-мантра этой чакры — буква Рам. На уровне духовной эволюции Манипура-чакры человека начинают интересовать такие вопросы, как смысл жизни, её место в общей схеме бытия. В тантрических традициях считается, что когда Кундалини достигает этой чакры, начинается настоящая духовная эволюция. Манипура отвечает за интеллект. Чувство гнева блокирует энергию Кундалини на уровне этой чакры, не давая возможности Кундалини пробиться в духовный центр человека (сердечную чакру). Осознав и приняв гнев, человек позволяет Кундалини протекать в высшие центры сознания. Злость, гнев и ярость активируют данный центр на всю возможную мощь, что может ввести человека в состояние аффекта. Манипура-чакра развивается и увеличивает объём хранимой энергии (так как это самый важный центр жизненной силы человека) при действии «через не могу», то есть когда необходима выносливость. При развитии манипуры развиваются такие качества как: выносливость, осознанность, решительность, честность, открытость, твёрдость, прямолинейность, ответственность, щедрость. При достаточно освоенной манипуре человек начинает доверять своим ощущениям чаще, чем неспокойному уму. В итоге он осознает истинность ощущений и иллюзорность ума, что позволяет совершать ему действия, основываясь на внутренних ощущениях реальности. Проще говоря, это чакра ВОЛИ. В физическом теле отвечает за пищеварительную систему.
санскр. स्वाधिष्ठान svādhiṣṭhāna:sva — собственный; adhiṣṭhāna — жильё; буквально — «собственное жильё». Эту чакру также называют джаламандала (джала — вода; свадхистхану связывают с этой стихией) или медхрадхара (медхра — пенис). Чакра находится приблизительно между верхним краем лобковой кости и пупком. Свадхиштхана-янтра изображается в виде лотоса с шестью лепестками светло-красного цвета. В середине лотоса — белый полумесяц, мистически сопоставленный с Варуной и стихией воды. Варуна изображается верхом на белом крокодиле Макара. Биджа (семенная)-мантра этой чакры — Вам. На некоторых янтрах можно видеть также бога Вишну в объятие со свирепой Чакини-Шакти. Эта чакра ассоциируется с мотивами получения материальных удовольствий, таких как еда, секс, алкоголь и тому подобное. Тогда как на уровне муладхара-чакры человек обеспокоен своей безопасностью в мире, созданием элементарного комфорта существования, то на уровне свадхистхани мир и все вещи в нём рассматриваются ею как источник тех или других материальных удовольствий. Уровень свадхистхани также соотносят с активизацией самскар, подсознательных и несознательных желаний. Свадхиштхана отвечает за жизнерадостность. Чувство вины блокирует энергию Кундалини на уровне этой чакры, что не дает возможности использовать человеком более высшие центры сознания, в частности Манипуру-чакру для волеизъявления. Для развития свадхиштханы необходимо развивать в себе такие качества как: скромность, умеренность в физических удовольствиях, воздержание, гигиена физического тела, немногословие. По иным источникам Свадхиштхана являет собой центр, через который идут потоки половой энергии. Но помимо половой функции эта чакра ориентирована на творческую самореализацию, на переработку половой энергии в энергию творчества. В физическом теле отвечает за скорость обменных процессов и движение «жидкостей».
санскр. मूलाधार mūlādhāra: mūla — корень, основа; adhāra — фундамент, базис, опора — первая красная чакра энергетического потенциала (кундалини), расположенная в области промежности рядом с половыми органами. Символически обозначается в виде тёмно-красного лотоса с четырьмя лепестками. В центре лотоса — жёлтый квадрат, эмблема элемента «земля», в который вписан треугольник с вершиной, направленной вниз, символ Кама-йони. В центре треугольника — лингам (сваямбхулингам, лингам как таковой, или дхумралингам — дымчатый лингам), который обвивает в три с половиной оборота спящий змей-Кундалини. Иногда здесь также изображают слона с семью хоботами, как символ силы и прочности. Внутри янтры можно видеть букву биджа (семенной)-мантра Лам. Муладхара ассоциируется с инертным, суетным миром в его самых низких проявлениях (самосохранение и комфорт). Муладхара отвечает за выживание. Чувство настоящего страха блокирует энергию Кундалини на уровне этой чакры (закрывая ей путь в вышестоящие центры сознания), что вводит человека в полный ступор, включая инстинкты выживания. Для развития муладхары необходимо развивать в себе такие качества как: дисциплинированность, усердие и пунктуальность. По иным источникам Муладхара являет собой волю к жизни, желание жить. В традиционной индийской литературе эта чакра именуется корневой, поскольку с неё начинается рост сознания. В физическом теле отвечает за регенеративные процессы и иммунную систему.
санскр. सहस्रार sahasrāra — тысяча. Она изображается в виде лотоса с тысячей лепестков. Внутри лотоса изображают полную Луну, которая заключает в себе треугольник. Символично здесь достигается полное слияние Шивы и Шакти, конечная цель духовной эволюции Души в телесной оболочке; здесь Кундалини заканчивает свой путь, пройдя сквозь все шесть чакр. Сахасрара активизируется, когда достигают своего максимума остальные шесть чакр. В этом случае она чаще всего проявляется белым цветом, содержащим в себе все цвета спектра. Её основной функцией является единение сверхсознания Души с Высшим Сознанием. Сахасрара отражает связь Души с высшим разумом, астральным и Духовным сознанием, блокируется низшими духовными сущностями, связывающими Душу с земными привязанностями, страстями и желаниями. Когда сознание поднимается до этой чакры, человеческое индивидуальное «Я» сливается с общим сознанием. Чакра излучает спокойствие и благодать. В физическом теле управляет разумом, высшими психическими функциями.
санскр. आज्ञा ājnā — приказ, команда — межбровная чакра бесстрастия и сверхъестественных способностей (ясновидение, гипноз). Эта чакра изображается в виде двухлепесткового лотоса, на одном из лепестков которого — Солнце, на другом — Луна. Аджна связана с межбровным центром, который традиционно называют бхрумадхья (от бхру — брови и мадхья — центр) с помощью особенной нади, — маханади. Эти два центра чрезвычайно важны в медитативных практиках, и в принципе их можно считать одними целыми — «третьим глазом». Пробуждение «третьего глаза» — Аджна-чакры — мотив чрезвычайно популярный в огромном количестве религиозных и психологических традиций, и соответствующие методики находят широкое отображение в соответствующей литературе. Аджна-чакру очень часто связывают с шишковидной железой (эпифизом - эндокринная система) — особенной железой размером с горошину (около 8 мм у человека), которая находится между большими полушариями мозга напротив места межбровного центра. Аджна отвечает за озарение, блокируется иллюзией. Разрушая различные иллюзии, которые вас окружают, вы развиваете 6 чакру. По дополнительным источникам, человек открывающий Аджну становится обладателем идеального баланса интеллекта и интуиции. В физическом теле отвечает за нервную систему.
санскр. विशुद्ध viśuddha — очистка — горловая чакра гармонии. Чакра изображается в виде 16-лепесткового лотоса с буквами Ам, Ам (с придыханием). В центре лотоса — капля нектара, которая стекает в вишуддхи из бинду. В капле написана биджа-мантра Хам. Под ней — Акаша в белых одеждах на белом слоне. Считается, что божественный нектар стекает к Вишуддхи-чакре с места, расположенного немного выше и названного Бинду (санскр. बिन्द bindu). Этот символический нектар олицетворяет истину, сатчиананду, и образуется в Сахасраре. Это центр, где Шива поглощает нектар и яд. Значит, что все эмоции, как хорошие, так и плохие, рассматриваются уже как проявления одного целого. Лалана-чакра — это второстепенная чакра, тесно связанная с Бинду и Вишуддхи-чакрой. Она локализуется в позвоночнике на уровне основания языка. После того как нектар оставляет Бинду и перед тем как достичь Вишуддхи, он сохраняется в Лалана-чакры. В этой чакре нектар или становится ядом, или становится блаженством, в зависимости от того, насколько пробуждённые и активные Лалана- и Вишуддха-чакры. Вишуддха отвечает за правду, блокируется ложью. Её также называют волевой чакрой. Чакра развивается тем больше, чем больше вы говорите правду. По иным источникам Вишудха является чакрой чистоты и коммуникации, общения и яснослышания. В физическом теле отвечает за слух и дыхание.
санскр. अनाहत anāhata — неприкосновенный, не испытавший удара, божественный звук — сердечная чакра любви. Чакра расположена в центре грудины. Анахата-чакра изображается в виде зелёного (или золотого) лотоса с двенадцатью лепестками. В середине его — два перекрещенных треугольника. Треугольник с вершиной вверх символизирует духовный путь развития или мужское начало (Шиву), а треугольник с вершиной, которая направлена вниз, — путь материального упадка или внутреннюю силу и женское начало (Шакти). Перекрещенные треугольники символизируют «среднюю точку» духовного развития. В центре изображен сияющий баналингам. Над ним — Ишвара с красной Какини Шакти «в гирлянде из человеческих костей, чье сердце смягчается питьем нектара». На рисунках часто можно видеть и белую антилопу, символ стихии этой чакры — воздух. В физическом теле отвечает за кровеносную систему.
санскр. मणिपूर maṇipūra: мани — драгоценность; пур — город — пупочная чакра власти, богатства, интеллекта и силы воли. Принято считать, что манипура проецируется в ту область физического тела, где находится солнечное сплетение. Манипура изображается в виде ярко-желтого лотоса с десятью лепестками. В центре лотоса — красный треугольник со свастиками, в середине которого — красный Рудра на быке (или баране-Агни) вместе с Лакини-Шакти «чья грудь красна от крови, которая течет изо рта». Стихия, ассоциируемая с этой чакрой, — огонь. Биджа-мантра этой чакры — буква Рам. На уровне духовной эволюции Манипура-чакры человека начинают интересовать такие вопросы, как смысл жизни, её место в общей схеме бытия. В тантрических традициях считается, что когда Кундалини достигает этой чакры, начинается настоящая духовная эволюция. Манипура отвечает за интеллект. Чувство гнева блокирует энергию Кундалини на уровне этой чакры, не давая возможности Кундалини пробиться в духовный центр человека (сердечную чакру). Осознав и приняв гнев, человек позволяет Кундалини протекать в высшие центры сознания. Злость, гнев и ярость активируют данный центр на всю возможную мощь, что может ввести человека в состояние аффекта. Манипура-чакра развивается и увеличивает объём хранимой энергии (так как это самый важный центр жизненной силы человека) при действии «через не могу», то есть когда необходима выносливость. При развитии манипуры развиваются такие качества как: выносливость, осознанность, решительность, честность, открытость, твёрдость, прямолинейность, ответственность, щедрость. При достаточно освоенной манипуре человек начинает доверять своим ощущениям чаще, чем неспокойному уму. В итоге он осознает истинность ощущений и иллюзорность ума, что позволяет совершать ему действия, основываясь на внутренних ощущениях реальности. Проще говоря, это чакра ВОЛИ. В физическом теле отвечает за пищеварительную систему.
санскр. स्वाधिष्ठान svādhiṣṭhāna:sva — собственный; adhiṣṭhāna — жильё; буквально — «собственное жильё». Эту чакру также называют джаламандала (джала — вода; свадхистхану связывают с этой стихией) или медхрадхара (медхра — пенис). Чакра находится приблизительно между верхним краем лобковой кости и пупком. Свадхиштхана-янтра изображается в виде лотоса с шестью лепестками светло-красного цвета. В середине лотоса — белый полумесяц, мистически сопоставленный с Варуной и стихией воды. Варуна изображается верхом на белом крокодиле Макара. Биджа (семенная)-мантра этой чакры — Вам. На некоторых янтрах можно видеть также бога Вишну в объятие со свирепой Чакини-Шакти. Эта чакра ассоциируется с мотивами получения материальных удовольствий, таких как еда, секс, алкоголь и тому подобное. Тогда как на уровне муладхара-чакры человек обеспокоен своей безопасностью в мире, созданием элементарного комфорта существования, то на уровне свадхистхани мир и все вещи в нём рассматриваются ею как источник тех или других материальных удовольствий. Уровень свадхистхани также соотносят с активизацией самскар, подсознательных и несознательных желаний. Свадхиштхана отвечает за жизнерадостность. Чувство вины блокирует энергию Кундалини на уровне этой чакры, что не дает возможности использовать человеком более высшие центры сознания, в частности Манипуру-чакру для волеизъявления. Для развития свадхиштханы необходимо развивать в себе такие качества как: скромность, умеренность в физических удовольствиях, воздержание, гигиена физического тела, немногословие. По иным источникам Свадхиштхана являет собой центр, через который идут потоки половой энергии. Но помимо половой функции эта чакра ориентирована на творческую самореализацию, на переработку половой энергии в энергию творчества. В физическом теле отвечает за скорость обменных процессов и движение «жидкостей».
санскр. मूलाधार mūlādhāra: mūla — корень, основа; adhāra — фундамент, базис, опора — первая красная чакра энергетического потенциала (кундалини), расположенная в области промежности рядом с половыми органами. Символически обозначается в виде тёмно-красного лотоса с четырьмя лепестками. В центре лотоса — жёлтый квадрат, эмблема элемента «земля», в который вписан треугольник с вершиной, направленной вниз, символ Кама-йони. В центре треугольника — лингам (сваямбхулингам, лингам как таковой, или дхумралингам — дымчатый лингам), который обвивает в три с половиной оборота спящий змей-Кундалини. Иногда здесь также изображают слона с семью хоботами, как символ силы и прочности. Внутри янтры можно видеть букву биджа (семенной)-мантра Лам. Муладхара ассоциируется с инертным, суетным миром в его самых низких проявлениях (самосохранение и комфорт). Муладхара отвечает за выживание. Чувство настоящего страха блокирует энергию Кундалини на уровне этой чакры (закрывая ей путь в вышестоящие центры сознания), что вводит человека в полный ступор, включая инстинкты выживания. Для развития муладхары необходимо развивать в себе такие качества как: дисциплинированность, усердие и пунктуальность. По иным источникам Муладхара являет собой волю к жизни, желание жить. В традиционной индийской литературе эта чакра именуется корневой, поскольку с неё начинается рост сознания. В физическом теле отвечает за регенеративные процессы и иммунную систему.
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения